Бабушки и дедушки вместо родителей

Попечительство

Попечительство – формальное юридическое устройство ребенка по решению суда, дающее законные права другому человеку действовать от имени ребенка, родители которого скончались, отсутствуют или по другим причинам не могут заботиться о ребенке.

Что такое попечительство?
Попечительство – это юридически оформленные через суд отношения между вами и вашим внуком. Чтобы получить права попечительства, необходимо обратиться в суд и представить доказательства того, что родители ребенка умерли или по другим причинам не могут заботиться о вашем внуке/внучке. Если вам удастся это сделать, вы получите "судебное полномочие на попечительство." Это означает, что суд одобрил ваш запрос и отныне у вас есть законное право принимать решения от имени вашего внука/внучки.

В штате Нью-Йорк попечительство может быть разных видов.

  • Личное попечительство позволяет попечителю принимать все решения в отношении ежедневных нужд ребенка, например: где ребенок будет жить, ходить в школу, получать медицинскую помощь
  • Попечительство над собственностью позволяет попечителю принимать решения в отношении собственности ребенка (если у ребенка есть собственность, например, дом или деньги, полученные в результате раздела имущества) и другие финансовые решения.

Личное попечительство и попечительство над собственностью. Суд может дать полномочия попечителю принимать решения в отношении личных нужд ребенка и его финансовых дел.

Попечительство и законная опека – одно и тоже?
Вообще говоря, они очень похожи, поскольку решение на оформление опеки и попечительства принимается судом, и опека и попечительство дают лицу, осуществляющему уход, законное право принимать решения в отношении ребенка. Однако, существуют различия.

Попечители обычно имеют следующие полномочия:

  • принимать решения за ребенка в отношении медицинского ухода;
  • назначать запасного попечителя, который может заботиться о ребенке в случае, если главный попечитель не может этого делать;
  • включить внука/внучку в планы медицинской страховки попечителя.

Осуществляющие уход лица с полномочиями законного опекуна могут иметь еще более ограниченные полномочия. Они:

  • не всегда могут принимать медицинские решения в отношении ребенка;
  • обычно не могут включать ребенка в свои планы медицинского страхования.

Кто может быть попечителем ребенка?
Любой человек может обратиться в суд с заявлением о назначении его попечителем ребенка в возрасте до 18 лет. Попечитель не обязательно должен быть родственником.

В чем преимущества попечительства?
Если вы попечитель ребенка:

  • родители ребенка не могут забрать от вас внука/внучку, пока суд после слушаний не примет решения о прекращении вашего попечительства;
  • вы сможете без вмешательства со стороны родителей решать, где будет жить ребенок, и принимать решения в отношении медицинского ухода и образования ребенка;

при этом по закону родители остаются ответственными за финансовую поддержку ребенка (при этом им могут разрешить встречаться с ребенком, если они этого потребуют, и суд даст разрешение).

Является ли попечительство постоянным?
Нет, права и обязанности попечителя перестают быть действительными, когда:

  • ребенок достигает возраста 18 лет;
  • ребенок, которому меньше 18 лет, женится (попечительство над собственностью ребенка не заканчивается по вступлению в брак ребенка в возрасте до 18 лет);
  • родители ребенка обращаются в суд с заявлением о прекращении попечительства, и суд выносит решение о прекращении действия прав попечителя;
  • суд выносит решение о прекращении действия прав попечителя по любым другим причинам.

Как стать попечителем?
Любой человек может обратиться в суд с заявлением о назначении его попечителем ребенка в возрасте до 18 лет. Родители должны быть уведомлены о том, что кто-то обратился в суд с прошением назначить его/ее попечителем их ребенка. Если ребенку больше 14 лет, он может обратиться в суд с просьбой назначить или выбрать попечителя, а также согласиться или отказаться от выбранного попечителя. Суд спрашивает, кого ребенок предпочитает в качестве попечителя и может принять во внимание его/ее предпочтения при принятии решения. Родители также могут дать свое согласие или разрешить, чтобы бабушка или дедушка стал(а) попечителем ребенка.

Как и в случаях с законной опекой, бабушки/дедушки, которые хотят стать попечителем внука/внучки, должны сначала доказать наличие чрезвычайных обстоятельств, в силу которых ребенок должен перейти на их попечение. Если бабушка/дедушка может доказать наличие чрезвычайных обстоятельств, судья принимает решение о том, кто будет попечителем ребенка. При принятии решения суд должен выяснить, не поступало ли в отношении человека, претендующего на попечительство, заявление о жестоком или пренебрежительном отношении к ребенку, и какие меры были приняты после такого заявления. Суд будет пользоваться этой информацией при принятии решения.

Если суд назначит вас попечителем внука/внучки, вы получите "судебное полномочие на попечительство", которое дает законное право принимать решения от имени вашего внука/внучки.

Лишаются ли родители родительских прав в случае назначении попечителя?
Нет. В отличие от усыновления родители сохраняют свои права в случае назначения бабушки/дедушки попечителем. Родители остаются ответственными за финансовую поддержку вашего внука/внучки, и могут получить предписание выплачивать алименты на ребенка. Родители не могут забрать ребенка от бабушки и/или дедушки без решения суда, но по решению суда им может быть разрешено видеться с ребенком.

На каком основании бабушки и/или дедушки могут обратиться в суд с заявлением о назначении их попечителями внуков?
Бабушки и/или дедушки могут обратиться в суд с заявлением о назначении их попечителями внуков, если:

  • родители внуков скончались или отсутствуют, и кто-то должен иметь полномочия на принятие важных для ребенка решений;
  • родители ребенка жестоко с ним обращаются;
  • родители ребенка находятся в заключении, употребляют наркотики или по каким-либо другим причинам не могут заботиться о ребенке;
  • бабушки и/или дедушки испытывают трудности в получении необходимой медицинской помощи для ребенка и не знают, где находятся его родители;
  • ребенок располагает денежными средствами, полученными в виде наследства в результате судебного разбирательства или раздела имущества, или владеет собственностью, и необходим взрослый человек, чтобы принимать решения в отношении финансовых дел ребенка.

Что принимает во внимание суд при принятии решения о назначении попечителем бабушки или дедушки?
Суд рассматривает все обстоятельства дела, решает, могут ли родители соответствующим образом заботиться о ребенке, и в случае отрицательного ответа принимает решение о том, кто будет (должен быть) назначен попечителем ребенка, исходя из лучших интересов ребенка. Кроме того, суду потребуется знать следующее:

  • где находятся родители ребенка;
  • почему родители не могут воспитывать ребенка (помните, родители являются естественными попечителями детей, пока суд не примет решение, что они не подходят на роль попечителя или не могут заботиться о своих детях);
  • с кем живет ребенок.

Может ли родитель обратиться в суд с заявлением прекратить попечительство?
Да. Родитель в любое время может обратиться в суд с заявлением о прекращении попечительства. После судебных слушаний суд принимает решение о прекращении или продолжении попечительства.

Если я попечитель своих внуков, обязан ли я финансово поддерживать внуков?
Нет. Бабушки и/или дедушки, являющиеся попечителями своих внуков, не несут финансовую ответственность за содержание своих внуков. За финансовое содержание детей несут ответственность родители. При этом вы можете подать заявление от имени своего внука/внучки на получение социальной помощи в рамках таких программ, как Family Assistance и Медикейд. Если эти программы распространяются на ребенка, вы можете получить денежное пособие и медицинскую страховку для ребенка.

Каковы мои права и обязанности как попечителя внуков?
Если суд назначает вас личным попечителем внука/внучки, вы несете ответственность за ребенка так же, как если бы вы были его/ее родителем. Вы можете принимать любые решения в отношении внука/внучки, в том числе в отношении медицинских, образовательных нужд и своего с ребенком места проживания. Однако для переезда в другой округ или выезда из страны необходимо получить разрешение суда.

Если суд назначает вас попечителем собственности ребенка, вы несете ответственность за эту собственность и в случае пустых трат, продажи или разрушения собственности вас привлекут к ответственности за ущерб или расточительство. От вас потребуется также ежегодно отчитываться о том, что было сделано с собственностью и/или финансами ребенка.

Может ли попечитель давать согласие на необходимый медицинский уход для ребенка?
Да. Бабушка и/или дедушка, являющиеся попечителем ребенка, могут давать согласие на необходимое медицинское лечение от имени внука/внучки.

Могу ли я, будучи попечителем внука/внучки, назначить в своем завещании кого-либо заботиться о ребенке?
Нет. Только кровные или приемные родители ребенка могут назначать в своем завещании попечителя, который будет заботиться о ребенке. Такие попечители называются "попечителями по завещанию".

Могу ли я, будучи попечителем внука/внучки, назначить кого-либо попечителем ребенка на случай своей болезни или смерти?
Да. Бабушки и/или дедушки, являющиеся законными попечителями внуков, могут назначать кого-либо законным попечителем внуков на случай, если они сами по причине болезни или смерти не смогут больше заботиться о ребенке. Бабушка и/или дедушка могут это сделать, заполнив соответствующий документ по назначению запасного попечителя.

Что такое запасной попечитель?
Запасным попечителем является человек, назначаемый воспитывающим ребенка лицом (родителем, законным попечителем, законным опекуном или другим родственником), который затем, в случае согласия суда, назначается судьей, как лицо, которое будет заботиться о ребенке и/или его собственности в том случае, если ухаживающие за ребенком люди не смогут этого делать по физическим или психическим причинам.
Как назначается запасной попечитель?

Запасной попечитель может быть назначен двумя способами: (1) родитель или попечитель могут назначить запасного попечителя, составив и подписав соответствующий документ в присутствии двух свидетелей не моложе 18 лет; (2) родители или законный попечитель могут обратиться в суд, представить выбранного ими в качестве запасного попечителя человека и попросить суд назначить его запасным попечителем.

Могут ли родители или законные попечители переменить запасного попечителя ребенка?
Да. Родители или законные попечители могут в любое время изменить свое решение о том, кто будет запасным попечителем ребенка. Способ замены запасного попечителя зависит от того, как первоначально был назначен попечитель.

Если запасной попечитель был назначен неформально, без обращения в суд (как описывалось выше в первом пункте), родитель или законный попечитель могут просто уведомить запасного попечителя о том, что они изменили свое решение.

Если запасной попечитель был назначен формально, через суд (как описано во втором пункте), тогда родители или законный попечитель должны опять обратиться в суд и подать заявление о том, что они хотят переменить запасного попечителя. Затем они также должны немедленно уведомить запасного попечителя о том, что они подали заявление в суд о перемене попечителя и что запасной попечитель больше не является таковым.

Утрачивают ли родители свои права после назначения запасного попечителя для их ребенка?
Нет. После назначения запасного попечителя родители не утрачивают своих прав. Полномочия запасного попечителя становятся действительными только после того, как родитель или законный попечитель заявят об этом. Например, когда они больше не могут заботиться о ребенке по причине болезни или другим причинам или после смерти.

Назначается ли запасной попечитель навсегда?
Нет. Запасной попечитель становится законным попечителем, когда родитель или законный попечитель больше не может заботиться о ребенке или в случае смерти родителя или законного попечителя.

Что происходит, если кровные родители возражают против выбранного запасного попечителя?
Суд решает, что лучше всего отвечает интересам ребенка. Если родитель, который не выбирал запасного попечителя, возражает против него и пытается получить опеку над ребенком, тогда родитель имеет больше прав на опеку над ребенком, чем лицо, выбранное запасным попечителем. Однако, если родитель не может воспитывать ребенка или существуют чрезвычайные обстоятельства, в силу которых кто-то другой должен осуществлять опеку, тогда родитель может не получить права опеки над ребенком. Суд решает, кто будет попечителем ребенка, исходя из лучших интересов ребенка.

Когда начинает действовать запасной попечитель?
Решение о том, когда начинает действовать запасной попечитель, принимают родитель или законный попечитель. Полномочия запасного попечителя начинают действовать, если:

  • родитель или законный попечитель не может заботиться о ребенке по причине своей физической или психической недееспособности;
  • родитель или законный попечитель становится слишком слабым, чтобы заботиться о ребенке, и соглашается на то, чтобы начал действовать запасной попечитель;
  • в случае смерти родителя или законного попечителя.

Как запасной попечитель может узнать о том, что он стал попечителем ребенка?
Полномочия запасного попечителя становятся действительными в случае, если:

  • он/она получает документ, подписанный врачом родителя или законного попечителя, в котором констатируется, что родитель или законный попечитель не может заботиться о ребенке;
  • он/она получает копию письменного согласия родителя или законного попечителя ребенка на то, чтобы указанное лицо начало действовать, как попечитель;
  • он/она получает свидетельство о смерти родителя или законного попечителя.

Как запасной попечитель становится законным попечителем?
После получения доказательств необходимости принять на себя ответственность за ребенка по причине неспособности родителя/родителей или первоначального законного попечителя заботиться о нем, запасные попечители должны обратиться в суд.

Если родитель или законный попечитель не обращался в суд, но назначил вас запасным попечителем в подписанном документе, вы должны будете в течение шестидесяти (60) дней после получения свидетельства о том, что родитель или законный попечитель больше не могут заботиться о ребенке или скончались, обратиться в суд с заявлением назначить вас попечителем.

Если родитель или законный попечитель обращались в суд с заявлением назначить вас запасным попечителем ребенка, вы должны будете в течение девяноста (90) дней после получения свидетельства о том, что родитель или законный попечитель больше не могут заботиться о ребенке или скончались, обратиться в суд с заявлением назначить вас попечителем.

Каковы полномочия запасного попечителя?
Запасной попечитель несет ответственность за заботу о ребенке в случае, если родитель или законный попечитель больше не могут этого делать. Как только запасной попечитель принимает на себя ответственность за ребенка, он/она может принимать решение от имени ребенка в отношении медицинских, образовательных и других важных вопросов.

Должен ли суд назначить или определить выбранное запасным попечителем лицо законным попечителем?
Суд должен назначить или определить запасного попечителя законным попечителем только в том случае, если это будет в лучших интересах ребенка.

Что произойдет, если я не обращусь в суд с просьбой назначить меня попечителем после получения доказательств о том, что родитель моего внука/внучки больше не может заботиться о ребенке или скончался?
Если вы не обратитесь в суд с просьбой назначить вас попечителем, вы можете утратить полномочия попечителя ребенка.

© 1994-2001 - HELP For Grandparent Caregivers (© 1994-2001 – ПОМОЩЬ бабушкам и дедушкам, воспитывающим внуков)

Правовой центр для бабушек и дедушек, ухаживающих за внуками. Центр по делам пожилых, Brookdale, Hunter College

Grandparenting

Guardianship

Guardianship is a formal legal arrangement granted by a court that gives another person the legal rights to act on behalf of a child whose parents are dead or missing, or otherwise not able to care for the child.

What is guardianship?
Guardianship is a legal relationship between you and your grandchild granted by a court of law. In order to obtain guardianship you must go to court and prove that the parents are dead or otherwise not able to care for your grandchild. If you succeed, you will receive "letters of guardianship." This means that the court has approved your request and that you now have the legal right to make decisions on behalf of your grandchild.

In New York State, guardianship consists of different arrangements:

  • Guardianship of the person allows the guardian to make all daily decisions concerning the child, such as: where the child will live, goes to school, or obtains medical care
  • Guardianship of the property allows the guardian to make decisions about the child's property (if the child has property, for example, a home or has funds as a result of a settlement) and other financial decisions

Guardianship of the person and property. A court may give the guardian the authority to make decisions over the child's personal needs and financial affairs.

Are guardianship and legal custody the same?
Generally speaking they are very similar because they are both ordered by a court and they both give the caregiver the legal right to make decisions for the child. However, there are some differences:

Guardians usually have the authority to:

  • make medical decisions on behalf of the child
  • designate a standby guardian who can take care of the child in the event the guardian is not able to
  • add a grandchild to the guardian's medical insurance plans

Caregivers with Legal Custody may have more limited authority. They:

  • may not always be able to make medical decisions for the child
  • they usually cannot add the child to their medical insurance plans

Who can be the guardian of a child?
Any person may ask the court to be appointed guardian of a child under age 18. The guardian does not have to be related to the child.

What are some of the benefits of guardianship?
Once you are your grandchild's guardian:

  • the parent of the child cannot take your grandchild away from you unless a court, after a hearing, ends your guardianship
  • you will be able to decide where the child will live, and make decisions about your grandchild's medical care and education, without interference from the parents
  • the parents are still legally responsible for the financial support of the child (however, they may be allowed to visit them if they request visitation and the court orders it)

Is guardianship permanent?
No, the rights and obligations of a Guardian end when:

  • the child reaches the age of 18
  • the child who is less than 18 years old gets married (guardianship over the child's property does not end after the marriage of a child under the age of 18)
  • the child's parent asks the court to end the guardianship and the court agrees to end your rights as guardian
  • whenever the court orders the guardianship to end

How do I become a guardian?
Any person can go to court to ask to be appointed the guardian of a child under 18 years of age. The parents must be notified whenever someone asks the court to be appointed guardian over their child. If the child is over the age of 14, the child can also ask the court to appoint or choose a guardian and the child may voice his or her consent to the guardian who is chosen. The court will ask his or her preference for a guardian, and the court may consider the child's preference. Parents may also consent or agree to allow a grandparent to be the child's guardian.

As in legal custody cases, grandparents seeking to become their grandchild's guardian must first prove that there are extraordinary circumstances that make it necessary for the child to be placed in their care. If the grandparent can show extraordinary circumstances, the judge will decide who shall be the child's guardian. In making that decision, the court will find out whether the person requesting guardianship has had a report of abuse or maltreatment of a child made against them and the outcome of that allegation. The court will use that information in making its decision.

If the court chooses you as your grandchild's guardian, you will receive "letters of guardianship" which will give you the legal right to make decisions on behalf of your grandchild.

Do the rights of the parents end if I become the guardian?
No. Unlike in an adoption, the rights of the parents do not end if you become the guardian of your grandchild. The parents are still responsible for the financial support of your grandchild and may be ordered to pay child support. The parents cannot take the child away from your home without first going to court, but, if the court orders it, they may be allowed to visit their child.

What are some of the reasons grandparents would ask the court to be appointed a grandchild's guardian?
Grandparents may want to consider whether to ask the court to be appointed guardian of their grandchild if:

  • the parents of the grandchildren are dead or missing and someone needs to have the authority to make major decisions for the child
  • the child's parents are abusing the grandchildren
  • the child's parents are in jail, or addicted to drugs, or are otherwise not able to care for the children
  • the grandparents are having trouble getting necessary medical care for the child and they do not know where the child's parents are
  • the child has funds from an inheritance or as a result of a lawsuit or settlement, or owns property, and an adult is needed to make decisions about the child's financial affairs

What does the court consider when deciding to grant guardianship to a grandparent?
The court will look at the circumstances of the case, decide whether the parents are able to adequately take care of the child and, IF NOT, then decide who [is to] WILL be appointed the guardian of the child based on the best interests of the child. In addition, the court will want to know the following:

  • where the child's parents are
  • why the parents are not able to care for the child (remember, parents are the natural guardians of their children unless the court finds that they are not fit to be guardians or are not able to care for their children)
  • who the child is living with

Can the parent go to court and ask that the guardianship end?
Yes. A parent can go to court at any time and ask that your guardianship end. The court will decide whether your guardianship should end or continue after a court hearing.

As my grandchild's guardian, must I pay for my grandchild's support?
No. A grandparent who is the child's guardian is not financially responsible for the grandchild's support. The parents remain responsible for the financial support of their children. However, you can apply for public benefits on behalf of your grandchild, like Family Assistance and Medicaid. If the child is eligible for these programs you can obtain income and health care coverage for the child.

What are my rights and responsibilities as my grandchild's guardian?
If the court appoints you as your grandchild's guardian of the person, you are responsible for the care of your grandchild as if you were the child's parent. You can make all decisions regarding your grandchild including decisions about your grandchild's medical needs, education and where you and the child will live. However, you will need to ask permission of the court to move to another county or out of the country.

If you are appointed by the court as the guardian of the child's property, you are also responsible for that property and cannot waste, sell or destroy the child's property, without being held responsible for the damage or waste. You will also be required to report yearly what has been done with the child's property and/or funds.

Can a guardian consent to necessary medical care for a grandchild?
Yes. A grandparent who is the guardian of her grandchild can consent to necessary medical treatment on behalf of the grandchild.

As the guardian of my grandchild, can I designate someone to take care of my grandchild in my will?
No. Only the birthparents of a child or the child's adoptive parent can designate a guardian in their will to take care of their grandchild. Such guardians are called "testamentary guardians".

As the guardian can I designate someone to be the guardian of my grandchild if I become ill or if I die?
Yes. Grandparents who are the legal guardians of their grandchildren can designate someone to be the legal guardian of their grandchild when they become too sick to care for the child or when they are going to die. A grandparent can do this by filling out a document to designate a standby guardian.

What is a standby guardian?
A standby guardian is a person who is designated by a child's caregiver (a parent, a legal guardian, a legal custodian, or other relative) and, if the court agrees, is appointed by a judge to take care of the child and/or his property because of the caregivers' physical or mental inability to care for the child.
How is a standby guardianship created?

A standby guardianship can be created in two ways (1) a parent or guardian can designate a standby guardian by writing and signing a document in front of two witnesses who are at least 18 years old or (2) a parent or legal guardian can go to court with the person chosen to be the standby guardian and ask that the court appoint or name that person as the standby guardian.

Can parents or legal guardians change the child's standby guardian?
Yes. Parents or legal guardians can change their mind about who will be the child's standby guardian at any time. The way to change the standby guardianship depends on how the standby guardianship was created in the first place.

If the standby guardianship was created informally, without going to court (as described earlier in step One), the parent or legal guardian can just notify the standby guardian by telling him or her that they have changed their mind.

If the standby guardianship was created formally, by going to court (as described in step Two), then the parent or legal guardian must go back to court and file a notice telling the court that they want to change the standby guardian. Then they must also immediately tell the standby guardian that the notice has been filed and that he or she is no longer the standby guardian.

Do the rights of the parents end when a standby guardian is chosen for their child?
No. The rights of parents are not ended when a standby guardian is chosen. A standby guardian's authority or power begins only when the parent or legal guardian says so. For example, when they are no longer able to take care of the child, because of illness or other reason, or when they die.

Does a standby guardianship last forever?
No. A standby guardianship becomes a guardianship when the parent or legal guardian is no longer able to take care of the child or when the parent or legal guardian dies.

What happens if the birthparent objects to the standby guardian that was chosen?
The court will decide what is in the best interests of the child. If a parent who did not choose the standby guardian objects and tries to get custody of the child, that parent has a right to the custody of the child over the person chosen as the standby guardian. However, if the parent is not fit or if extraordinary circumstances exist which require that someone else get custody, then the parent may not be able to get custody over the child. The court will decide who will be the child's guardian based on what is in the best interests of the child.

When does a standby guardianship begin?
A parent or legal guardian decides when a standby guardianship should begin. It can begin when:

  • the parent or legal guardian becomes mentally or physically unable to take care of the child
  • the parent or legal guardian becomes too weak to take care of the child and agrees that the guardianship should begin
  • the parent or legal guardian dies

How does the standby guardian know when they become the child's guardian?
The standby guardian's authority or power will begin when:

  • he or she receives a document, signed by the doctor of the parent or legal guardian, which states that the parent or legal guardian cannot take care of the child
  • he or she receives a copy of the parent or legal guardian's written consent saying the guardianship can begin
  • when he or she receives the parent's or legal guardian's death certificate

How does a standby guardian become a legal guardian?
Standby guardians must go to court after they receive proof that they need to become responsible for the child because the child's parent or original legal guardian can no longer take care of the child.

If the parent or legal guardian did not go to court but chose you as the standby guardian in a signed document, you have sixty (60) days after you receive proof that the parent or legal guardian can no longer take care of the child or has died and to ask the court to appoint you as guardian.

If the parent or legal guardian went to court and asked the court to appoint you as the standby guardian of the child, you have ninety (90) days after you receive proof that the parent or legal guardian can no longer take care of the child or has died to ask the court to appoint you as guardian.

What authority or power do standby guardians have?
A standby guardian is responsible for the care of the child when the parent or legal guardian can no longer do so. Once a standby guardian assumes responsibility for a child, he or she can make medical, educational and other major decisions on behalf of the child.

Does the court have court have to appoint or name the person chosen as the standby guardian as the legal guardian?
The court must appoint or name the standby guardian as the legal guardian only if it finds that it would be best for the child to do so.

What happens if I do not ask the court to appoint me as the guardian after I receive proof that the parent can no longer take care of my grandchild or has died?
If you do not ask the court to appoint you as guardian, you may lose the authority or power to act as the child's guardian.

Copyright 1994-2001 – HELP for Grandparent Caregivers

Grandparent Caregiver Law Center of the Brookdale Center on Aging of Hunter College